Педагог - психолог МБДОУ «Детский сад № 65» г. Воркуты - Столярова Надежда Владимировна
Педагог-психолог в детском саду
Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Цель деятельности: Осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.
Основная функция психолога в дошкольном учреждении – создание условий для охраны физического и психического здоровья детей, забота об их эмоциональном благополучии, развитие способностей каждого ребёнка.
Деятельность педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям:
· Психологическая диагностика;
· Коррекционно-развивающая работа;
· Психологическое просвещение и психологическая профилактика;
· Психологическое консультирование;
· Психологическая поддержка деятельности ДОУ.
· Организация психологического сопровождения.
Основная задача психолога - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.
Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом
Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
По результатам обследования любого ребенка в возрасте от 0 до 18 лет специалистами ПМПК (МКУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" г. Воркуты) родителю (законному представителю) выдается заключение, содержащее описание состояния высших психических функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.
Предоставление заключения ПМПК в образовательные организации является добровольным решением родителя.
К обучающимся с ОВЗ могут быть отнесены дети:
- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
- с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с расстройствами аутистического спектра;
- со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).
Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95). Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК.
Как получить заключение ПМПК
Решение о прохождении ПМПК с целью выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают родители (законные представители).
Внимание: медицинское обследование детей, которым исполнилось 15 лет, проводится с их согласия.
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или центральную комиссию:
- заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
- копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
- направление образовательной организации или другой организации, в том числе медицинской;
- заключение психолого-медико-педагогического консилиума или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной организации (при наличии);
- заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
- подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации);
- характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии);
- письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Такой порядок установлен в пунктах 12, 14, 15 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Протокол и заключение комиссия оформляет в день проведения обследования. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссия продлевает, но не более чем на пять рабочих дней. Копия заключения комиссии (заверенная печатью ПМПК) и копии особых мнений специалистов (при их наличии) согласуют с родителями (законными представителями) детей и выдают им под подпись или направляют по почте с уведомлением о вручении. Если родители не согласны с заключением территориальной комиссии, они могут обжаловать его в центральной ПМПК (п. 25 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).
Заключение ПМПК содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении.
Такие сведения, согласно части 1 статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, являются персональными данными ребенка.
Внимание: не допускается передавать третьим лицам информацию из заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).
Заключение ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082). Они самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в ОО или нет.
Если родители предоставили в образовательную организацию заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для образования, образовательная организация обязана такие условия создать.
Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново. Так предусмотрено в пункте 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Минимальный срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий, определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6 месяцев до года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы.
Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно уровню).
Приказ от 24.07.2015г. № 514н "Об утверждении профессионального стандарта"
Этический кодекс Российского психологического сообщества
Положение о психолого-педагогическом консилиуме в МБДОУ "Детский сад № 65" г. Воркуты
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме в МБДОУ «Детский сад № 65» г. Воркуты