Основной задачей и определяющим условием образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является охрана жизни и обеспечение безопасности детей и сотрудников. Нормативная база по охране труда в дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ) разработана на основе Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ, Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования и науки Российской Федерации и Отраслевой программы улучшения условий труда, учебы и охраны труда. В целях реализации направлений отраслевой политики по совершенствованию организации работы и обеспечение её качества Приказом МО РФ №1255 от 24 апреля 2000г. Создан Совет по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в системе образования. Совет является научно-методическим и экспертно-консультационным органом и взаимодействует с Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти и контроля.
Проблема обеспечения безопасных условий труда и учебы, сохранения здоровья и работоспособности работников и воспитанников в образовательных учреждениях приобретает все большую остроту.. Соблюдение норм и правил охраны труда в ДОУ способствует формированию ответственного отношения к соблюдению правил безопасности жизнедеятельности у всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогов и родителей.
Стратегическим направлением в области охраны труда и обеспечения безопасности в системе образования является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья сотрудников и воспитанников по отношению к результатам образовательной деятельности. Для успешной реализации этой стратегии необходимы:
- постоянное обновление научно обоснованной нормативной правовой базы по охране труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасности, усиление и расширение научно-исследовательской и методической работы в этом направлении;
- улучшение средств и методов организации работы по охране труда на всех уровнях управления образованием, разработка эффективного механизма экономического стимулирования образовательных учреждений к внедрению системы управления охраной труда;
- создание развернутой подсистемы обучения, повышения квалификации в области охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности;
- улучшение условий труда и учебы, профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, внедрение системы мониторинга условий труда и учебы;
- развитие материально-технического и метрологического обеспечения служб охраны труда, создание организационной системы и технического комплекса оценки условий труда на рабочем месте. Социально-экономический эффект деятельности по улучшению условий безопасности и охраны труда в образовательных учреждениях проявится:
- в усилении защиты прав и интересов сотрудников ДОУ и их воспитанников;
- в ответственности должностных лиц за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, учебы и охраны труда;
- в сокращении производительного травматизма, несчастных случаев, общей и профессиональной заболеваемости работников и воспитанников и, как следствие:
- в сокращении выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и месячных выплат пострадавшим от травматизма и несчастных случаев;
- в уменьшении расходов на медицинскую и социальную реабилитацию, т.е. в сокращении на этой основе государственных расходов.