Взаимодействие с родителями детей раннего возраста:
сопровождение семьи в период адаптации ребёнка в дошкольном учреждении
Ипатова Ольга Анатольевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 65» г. Воркуты
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский
Законодательно в нашей стране за родителями закреплена ответственность за образование и развитие детей. Именно они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Задача детского сада – способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и вступает в новый этап своей жизни – детский сад. Поступление в детский сад вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких и родных людей, к соблюдению режима дня, к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми.
В результате ребёнку приходиться приспосабливаться к совершенно иным условиям, чем – те, к которым он привык в семье. На данном этапе ребёнок переживает адаптационный период. Профессиональная и продуманная работа специалистов детского сада, благоприятный микроклимат в дошкольной организации и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к новым условиям.
Одним из важных условий успешной адаптации детей в детском саду является взаимодействие с родителями. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Залогом успеха является формирование сообщества единомышленников: родителей – педагогов, а также создание единого пространства детского развития.
В ходе сотрудничества с родителями решаются следующие приоритетные задачи:
- Изучение семьи и её образовательных потребностей. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
- Психолого-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей и информирование.
- Вовлечение в совместную деятельность через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Основная же цель всех видов форм взаимодействия детского сада с семьёй - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, формирование потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями.
Мой опыт практической деятельности показывает, что с целью наиболее благоприятной адаптации, сотрудничество с семьями детей раннего возраста необходимо начинать задолго до того, как ребёнок поступает в дошкольную организацию. Подготовительный этап взаимодействия в этом плане заключается в информирование родителей будущих воспитанников.
Свою работу с будущими воспитанниками и их родителями я начинаю с посещения семей. При личной встрече с родителями я имею возможность рассказать родителям о жизни нашего детского сада, какие условия созданы в детском саду для полноценного развития ребёнка. Каждый родитель получает буклет «Детский сад «Бусинка», в котором представлены необходимые сведения о детском саде, а также родителям предлагаю брошюры «В детский сад без слёз», где даны советы, как подготовить ребёнка к детскому саду, чтобы адаптация прошла более гладко и безболезненно, отвечаю на интересующиеся их вопросы.
В нашем саду для всех жителей посёлка, дети которых посещают детский сад и для родителей будущих дошколят, проводятся дни открытых дверей. К моменту первого посещения малыша детского сада родители уже знакомы с педагогами, с условиями детского сада, с режимом работы детского сада, группы. В родительском уголке, кроме информационных разделов педагога-психолога и медицинской сестры детского сада, оформлен «Уголок адаптации для родителей», где размещаю консультации, просветительские материалы, а также авторский лэпбук «Адаптация детей раннего возраста».
Считаю эффективной практику совместного пребывания в группе ребёнка с мамой в течение первых дней. Это помогает малышу более комфортно чувствовать себя в группе, познакомиться с педагогом, со сверстниками, с пространством группы, даёт маленькому человеку уверенность в своих действиях. А родители, видя мою работу в группе, больше доверяют мне, готовы к сотрудничеству и диалогу. По инициативе родителей создана родительская книга «Мама, папа нам без вас – всё равно, что вам без нас». В этой книге каждый родитель может оставить своё мнение и впечатления о работе группы, пожелания и рекомендации.
Для улучшения эмоционального фона в группе, применяю музыкотерапию по методике Железновых «Музыка с мамой». Музыку использую во всех режимных моментах. Стало доброй традицией нашей группы собираться в «Семейной музыкальной гостиной», где родители принимают активное участие в музыкальных играх.
Традиционно в нашем учреждении ежегодно планируются и реализуются образовательные проекты, в том числе с участием родителей воспитанников. В нашей группе родители с легкостью откликаются на участие в совместных проектах и увлекают их содержанием детей. Успешно реализованы совместные детско-родительские проекты: «Ягода-брусничка», «Солнышко», «Путешествие по городу», «Ладушки, ладушки», «Любимые игрушки», «Любимая книга», «Будь здоров малыш!», «Поиграем…».
Наиболее эффективным вариантом общения с родителями оказалась организация выставок совместного творчества – «Берегите природу!», «Вот какое наше лето», «Осень к нам пришла!», поделки из бросового материала, к Новому году, «Восьмому марта» и фотовыставок – «Мама, папа я - спортивная семья», «Вот оно какое наше лето…», фотографии к созданию фотоальбома «Мы гуляем, отдыхаем, настроение добавляем!» и т.д.
В результате комплекса мероприятий нам удалось достичь единодушия во многих вопросах, а позиция родителей стала более гибкой и заинтересованной. Родители проявляют искренний интерес к жизни группы, осознают свой вклад и участие в развитии малышей, выражают восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают детей и настроены на успех.
Детский сад и семья заинтересованы во взаимодействии. Важно, на мой взгляд, в процессе совместной работы избегать формализма, поэтому я стремлюсь превращать сотрудничество с родителями в увлекательный и творческий процесс, имеющий целью обоюдное участие в развитии дошкольника.
Надеюсь, что предложенный опыт будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации взаимодействия с родителями воспитанников. |