Семейное
воспитание детей дошкольного возраста.
Семья-это
возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества,
связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно
живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. На протяжении всей
истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и
служила целям подготовки детей к определенным ролям в обществе.
Непосредственное влияние на процесс воспитания детей
имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия
жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности,
внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет так же
уровень педагогической культуры родителей.
Недостатки семейного воспитания являются следствием
неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или
чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним,
низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.
Условия правильного воспитания детей в семье.
Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается
наиболее эффективным при наличии определенных условий.
Авторитет и личный пример родителей.
Под авторитетом следует понимать глубокое уважение
детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление
подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся
сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не
создается исскуственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из
любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется
постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила
личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей
дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети
безотчетно склонны подражать и хорошему и плохому, больше следовать примерам,
чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим
поведением, которое должно служить детям образцом подражания.
Положительное влияние примера и авторитета родителей
усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если
требования, предьявляемые к детям едины, постоянны и последовательны. Только
дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным
в создании авторитета является так же уважительное отношение родителей к
окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.
Авторитет родителей во многом
зависит и от их отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким
делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы
выслушать и понять, прийти на помощь, которые всегда готовы прийти на помощь,
которые разумно сочетают требовательность и поощрение, справедливо оценивают их
поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение,
способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и
требовательная родительская любовь.
Педагогический такт родителей.
Авторитет
родителей поддерживается их педагогическим тактом.
Педагогический
такт- это хорошо развитое чувство меры в обращение с детьми. Он выражается в
умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей. Выбрать
эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные
и индивидуальные особенности, конкретные условия и обьстаятельства. Он
предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных
мотивов поступков детей. Верное соотношение требовательности с уважением к
достоинству личности ребенка.
Такт
родителей тесно связан с тактом детей- с ответственным чувством меры в
поведение, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он
проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится
привычкой вести себя тактично.
Культура
быта в семье.
В
понятие культурного быта включается правильные взаимоотношения между членами
семьи, уважение друг друга, а так же разумная организация всей жизни семьи. При
этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители
передают им жизненный опыт, помогают утвердится в правильном суждении и
ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной
атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из
средств родительского влияния.
Неполадки
в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно
организована. Отрицательно сказывается на характере и нравственных качествах
детей и пережитки старого быта, сохранившеяся в некоторых семьях; неправильное
отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.
На
воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней
обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных м эстетических требований.
Знание
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Знание
особенностей детей позволяет родителям научится правильно обращаться с ними.
Повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и
последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.
Специальные
педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность,
простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в
причинах детских поступков.
Осведомленность
родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего
возраста помогает им не только заботится об охране здоровья ребенка, но и
целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь,
деятельность общения.
Типы
семей.
Можно
выделить несколько типов семей.
1
тип. Благополучные семьи. Для этого типа семьи характерны идейная убежденность,
высокие духовные ценности и потребности, гражданственность. Отношения между
родителями в этих семьях строятся на любви и уважении друг к другу, заметен
творческий подход к семейному воспитанию.
2
тип. Формально-благополучные семьи. И для них характерна идейная убежденность,
ответственное отношение к производственным обязанностям, но отсутствует
уважение между членами семьи, духовная близость.
3 тип. Неблагополучные семьи. Отсутствуют духовные
интересы, безразличное отношение к производственным и семейным обязанностям,
отсутствие в семье трудовых традиций, беспорядок в ведение домашнего хозяйства.
4 тип. Неполная семья. Это семьи, в которых нет одного
из родителей. Такая семья может быть благополучной, если для нее характерна
идейная направленность, знание целей и задач воспитания, и не благополучной,
если эти условия нарушаются.
|