Советы педагога-психолога
Адаптация
ребёнка к детскому саду
Вопрос об определении ребенка в детский
сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Однако
взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который
заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям
дошкольного учреждения.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка.
Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую
обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу,
но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед
входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем
быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определённые причины, которые
вызывают слёзы у ребёнка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки
(ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной,
спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на
помощь, он перемещается в незнакомое пространство (встречает, пусть и
доброжелательных, но чужих людей), и режима (ребёнку бывает сложно принять
нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к
определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому
же, личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и
нежелание идти в ДОУ).
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш
испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может
переутомиться и, вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это
сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
- Психологическая неготовность ребёнка к
детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с
индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда
ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.
- Отрицательное первое впечатление от посещения
детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания
ребёнка в дошкольном учреждении.
- Личное неприятие контактирующих с вашим
малышом взрослых. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но
оно возможно.
Способы, позволяющие уменьшить
стресс ребёнка.
Несложные действия способны уменьшить
тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным
условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно.
Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения
дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня
(сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.
- В выходные стоит придерживаться режима
дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже
обучился. Придерживаясь данного совета все режимные моменты в группе не вызовут
у вашего ребенка реакции протеста, что в свою очередь положительным образом
скажется на его поведении.
- Желательно дома укладывать ребёнка спать
пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике, рассматривая
все положительные моменты.
- В первые дни не следует оставлять малыша
в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.
По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка),
учитывая желание малыша и рекомендации воспитателя можно оставить его на целый
день в ДОУ.
- Если малыш плачет, стоит взять его на
руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем
недавно было намного больше. Но будьте внимательными – не стоит самим
«расчувствоваться», ведь дети на интуитивном уровне чувствуют какое настроение
у родителей. Этим вы сами можете навредить своему малышу.
- Каждый раз после прихода из детского сада
необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил
впечатления (если ваш малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно
акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители
такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к
дошкольному учреждению.
Типичные ошибки родителей
Родители, отдавая ребёнка в дошкольное
учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы
их предотвращения.
В первую очередь это психологическая
неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение.
Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно
соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт,
он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное
состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом
отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является
обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших
требуются только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, - это адаптироваться
к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям
в этот непростой для семьи период.
В первое время, когда ребёнок только
начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше
отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к
детскому саду 2-3 месяца.
Ещё одна ошибка родителей – пребывание в
состоянии обеспокоенности, тревожности. Забота об общественном мнении,
внутренний дискомфорт, волнение, что недостаточно хороши в роли «мамы» и
«папы». Прежде всего, нужно успокоится, дети моментально чувствуют, когда
родители волнуются, это состояние передаётся им. Родителям очень важно
понимать, что ребёнок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать
разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется,
что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети
на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше
усиливает детскую тревогу.
Пониженное внимание к ребёнку также
является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы
облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Мы
рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот
период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всё
также рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о
садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный
знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный
период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но
привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей,
показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему,
преодолевать трудности.
Рекомендации родителям по
подготовке ребёнка к детскому саду.
Каждый день оставляйте время на беседы с
ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его
туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо
заняться делами семьи).
·
Заранее спланируёте прогулки на
территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории
детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь
гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
·
С гордостью рассказывайте своим знакомым
в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
·
Ещё до первого посещения расскажите
малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие
воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
·
Расскажите ему, что в детском саду он
сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он
сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о
детском саде, покажите картинки.
·
Обязательно поговорите с ним о роли
воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой
тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о
своих потребностях.
·
Поиграйте с ребёнком дома в игру
«детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в
детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему
на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения
малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и
взрослый.
·
Поддерживайте отношения с воспитателем и
другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и
поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
·
Конфликтные ситуации, недоразумения с
воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте
детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при
ребёнке.
Что надо знать о своем ребенке ?
Иногда нам кажется, что у нас очень
хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему
никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а
дети — глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого,
а также чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные
психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать
возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей
к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его
сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития
каких-то сторон, качеств и свойств личности.
Зачастую можно услышать от родителей такую
фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка
по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
Беда в том, что такой стереотип отношений
между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании.
Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто
они программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем самым подавляя в
них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только
ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А чему? Потому что
многие родители не способны сказать себе: Это мой ребенок, но у него свои
ценности, мой долг помогать их реализовать. Родители видят свою задачу в другом:
я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!
Родители исходят из того, что ребенок,
даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и
они могут помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение,
когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как
правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях
и делают это неосознанно.
Психологи, изучая мотивы и цели, которые
ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий
мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А
когда же у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в
образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что виноваты
сами.
Чтобы воспитать человека
НУЖНО!
1. Принимать ребенка таким, каков
он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей
любви к нему.
2. Стремиться понять, о чем он
думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
3. Внушать ребенку, что он все
может, если только поверит в себя и будет работать.
4. Понимать, что в любых проступках
ребенка следует винить прежде всего себя.
5. Не пытаться «лепить» своего
ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект
воспитания.
6. Чаще вспоминать, какими были вы
в возрасте вашего ребенка.
7. Помнить, что воспитывают не ваши
слова, а ваш личный пример.
НЕЛЬЗЯ!
1. Рассчитывать на то, что ваш
ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой,
особенный.
2. Относиться к ребенку как к
сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом
получают ее обратно с процентами.
3. Ждать от ребенка благодарности
за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.
4. Использовать ребенка как
средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.
5. Рассчитывать на то, что ваш
ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не
закладываются).
6. Относиться к ребенку как к
неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
7. Перекладывать ответственность за
воспитание на педагогов бабушек и дедушек.
Как
отвечать на детские вопросы?
1. Отнеситесь к вопросам детей с
уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в
детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете,
явлении, о котором он спрашивает.
3. давайте краткие и доступные
пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребенка
новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.
5. Поощряйте самостоятельную
мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты
думаешь как?»
6. В ответ на вопрос ребенка
постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу,
рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
7. Отвечая на вопрос ребенка,
воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к
окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос не доступен
пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу,
научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос. |