О ПРАВИЛЬНОМ ДЫХАНИИ
Дышать надо
через нос. На дефекты
дыхания, к сожалению родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти этопонятно: они не очень заметны в общем ребенка.
Но даже
незначительная "неисправность” носового дыхания вредно отражается на всем
организме.
Ведь в
минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен
пройти без каких-либо препятствий через
"входные ворота” - нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен
организму.
Почему
вредно дышать через рот?
Во-первых, воздуха в легкие попадает
значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм
получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить
монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние
притупляется из-за "плохого носа пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах:
они постепенно искривляются,
может развиться кариес. И это не все.
Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества.
Поэтому дети, которые дышат
ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.
Данные факты убеждают, как важно следить
за дыханием маленьких детей. Если
ваш малыш, поднимаясь по лестнице,
делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно
обветрены и покрыты трещинами - это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если
ребенок дышит ртом?
Прежде всего набраться терпения и
настойчивости. Вот простейшее упражнение - закрывание рта "на замок”: рот
зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом.
Постепенно рот закрывают на все более
продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают
его во время ходьбы.
Для укрепления мышц носа, рта, глотки
полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может
контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ж], [м],
[п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения.
Очень полезно следующее упражнение:
Ø 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать
воздух, закрыв рот.
Ø Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади
или на верхнюю часть живота.
Ø Систематические занятия звуковой
гимнастикой проводят с ребенком после
соответствующей консультации с
врачом.
Ø Они восстанавливают дыхание через нос,
повышают эмоциональный тонус. Данному
методу лечения больных после аденотомии следует отдать особое предпочтение.
Вот
некоторые упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата.
Ø После
ритмичного дыхания рот плотно закрыть.
Ø Повторять с ритмичными интервалами
согласные звуки [б], [в], [м], [п],
[т], [ж], [ш], [ф]. Воздух как бы выталкивается через нос.
Ø Встать, выпрямиться. Смотреть перед
собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через
левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю,
вдыхать правой ноздрей. Упражнение,
выполняемое вечером. Перед сном приготовить
стакан теплой воды для
полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук [а-а-а], а затем
[о-о-о], после чего вода выплевывается
в раковину. Упражнение продолжать до
тех пор, пока не кончится вода в
стакане.
Ø Для улучшения дыхания через нос
после операций (аденотомии) детям необходимо
чаще сосать
леденцы, есть твердую пищу - морковь, репу, мясо.
|