Как часто приходится слышать от воспитателя:«Интеллект моих ребят развит
хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в
азах грамоты и математике, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука… Пишут медленно, неуверенно».
Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли
готовить к школе лучше и основательнее?
Письмо дошкольника – это продукция
(плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие
мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения это не
обязательно письмо.
Рисование, которым любят заниматься
дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков
и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот
краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.
Развитый мозг ребенка и неразвитая рука «шестилетки» - это вполне закономерное
при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику
педагогов и родителей.
Слабую руку ребенка – дошкольника можно и необходимо развивать. Это
первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.
Дошкольники в период освоения грамоты
нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку при этом очень
напряжены. Петельки и крючки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим
неравномерный, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке,
расстояние между буквами не выдерживается.
Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не
сформирован.
Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений
пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации психических
процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных
представлений.
Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к
творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивость,
аккуратность.
Подготовительную работу следует начинать в три – четыре года. Упражнения на
начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к
успехам. Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики,
сделать их послушными, ловкими, подвижными.
Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и
мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже
раздражение.
Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к
буквам, книгам. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика,
плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда – вот
эффективные пути подготовки руки к письму.
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал:
«Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
|